СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детский сад "ЧИППОЛИНО" МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Для родителей и педагогов. Система Монтессори.

 Мария Монтессори, педагог, психолог, врач, философ, разработала свою систему в начале 20-го века, основываясь на тщательных наблюдениях за детьми. Основные принципы этой системы таковы:
— ребенок активный, а не пассивный ученик
— центром в Монтессори классе является ученик, а не учитель, все идет от ребенка т.е. снизу вверх
— учитель — помощник, а не власть
— в одной группе занимаются дети разного возраста
Смысл подхода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого — помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим, уникальным путем.
В Монтессори-школах не существует единых программ обучения и воспитания, так как в основе их лежит идея о том, что каждый человек имеет право на собственный уникальный путь становления и развития.
Впервые система Монтессори появилась в России в 1913 году, и в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори — детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. В Италии она также была вскоре запрещена пришедшими к власти фашистами, а Мария вынуждена была эмигрировать. Позже она несколько лет провела в Индии, и в ее систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение Монтессори-педагогики в Россию произошло в 1991 году. Сейчас работают сотни Монтессори-групп и несколько начальных Монтессори-школ по всей стране с учетом стандартов российского образования.
montess5.jpg
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?
Весь педагогический и игровой материал лежит на полках. Он всегда доступен (в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем).
Обучающая среда. Она делится на 5 зон:
Зона практики — то есть то, что нужно в повседневной жизни, обслуживание себя, уход за окружающей средой и навыки социальной жизни. Параллельно идет подготовка руки к письму за счет развития мелкой моторики. Даже счет уже здесь идет. Дети учатся: — пересыпать из различных емкостей, переливать из сосуда в сосуд — подметать (щетка, совок) — шнуровать, застегивать пуговицы, молнию, кнопки — на специальных стендах -пособиях — мыть руки — забивать гвозди, вкручивать шурупы Обучение в этой зоне дисциплинирует и подводит к восприятию более сложного материала в следующих зонах.Зона сенсорики. Здесь ребята «вручную» знакомятся с понятием величин, размеров, форм, разными материалами.
Зона языка.
Зона математики дает такие понятия: — сложение, вычитание — возведение в степень — таблица умножения, деления — дробиЗона космоса (окружающий мир, человек в нем, его восприятие окружающего).
Home_Image.jpg
КАК ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ.
Ребенок в каждой зоне активности выбирает себе материал для занятия интуитивно, в соответствии со своим уровнем развития на данный момент и так называемым сензитивным периодом. Воспитатель наблюдает за ним, планирует и распределяет его деятельность.
Методика Марии Монтессори — прекрасное средство раннего развития вашего малыша! Много лет мы занимаемся с детьми от 1 года жизни. Результаты удивительные! Можно организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.
1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.

2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
— помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
— помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
— помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.
montessori.jpg
3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:
Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.
Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
— музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
— пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
— шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.
Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.
1253188843_7.jpg
М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
— Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.
У нас в этой зоне также расположены таблицы и кубики Зайцева.
Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.
montessori_mtrl.jpg
Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.
Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.

4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.
19 октября 2016 в 09:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.