СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детский сад "ЧИППОЛИНО" МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Для педагогов и родителей. Музыкально-ритмические движения.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Без танцев трудно представить  музыкальную деятельность ребенка в детском саду. Как изобразить растущий цветок, мерцание звезд, удаль добрых молодцев, нежность красных девиц? Перечислять можно до бесконечности. Все это можно выразить языком движений. 

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

feb8a98cfeda950098639c1c9a1fd500.jpg

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться в движении. Образ передается с помощью сочетания и чередования средств выразительности.

^ Музыкально-ритмические движения - 
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки. 
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений. 
3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку. 
Осваивая эту форму музыкальной деятельности, учитываю следующие принципы:

комплексное решение основных задач музыкального воспитания; систематичность; постепенность; последовательность; повторность; Начальный этап обучения
Углубленное изучение
Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего при­поднятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизи­ологические процессы, максимально концентрирует внимание. На такой групповой деятельности оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен мой показ как педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом. 
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
^
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
^
Этапы разучивания упражнений:
Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения под музыкальное сопровождение;
Разучивание сложных движений (переменный шаг, шаг польки) по частям: сначала под счет, затем под музыку;
Показ ребенка, освоившего это упражнение;
^ Закрепление упражнения всеми детьми;
Оценка выполнения упражнения детьми
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.

один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. 

Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы. 

Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно- физическому. Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. 

При развитии музыкально – ритмических движений осуществляются следующие задачи:

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:

Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения под музыкальное сопровождение;
Разучивание сложных движений (переменный шаг, шаг польки) по частям: сначала под счет, затем под музыку;
Показ ребенка, освоившего это упражнение
Закрепление упражнения всеми детьми;
Оценка выполнения упражнения детьми
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

25 ноября 2016 в 16:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.