СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детский сад "ЧИППОЛИНО" МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения, деятельности, в становлении личности дошкольника.

Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников становится более целеустремленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности.

Старшие дошкольники проявляют интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям. Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, в их отношении к окружающим.

Возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы, формирующейся способности к соподчинению мотивов.

Однако и у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия, отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления.

Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям: сверстникам, взрослым, малышам; к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.[7, с. 50]

Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности - нравственного качества, включающего умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны общества.

Дисциплинированность ребенка дошкольного возраста выражается в формирующейся привычке и способности выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения и требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также в умении управлять своими поступками.

Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания поведение детей старшего дошкольного возраста, их отношения с окружающими людьми развивают у них способность управлять своими поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения. Активно формируются самостоятельность, основы организованности, дисциплинированности, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения. Все это является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению [24, с. 23]

Процесс воспитания длителен и сложен, и как любое воздействие не может не сопровождаться различного рода трудностями. В данном случае - это возникновение у ребенка различных конфликтов, причиной которых является расхождение между внешними требованиями, предъявляемыми к нравственному поведению дошкольника и внутренними его стремлениями, которые не всегда соответствуют указаниям и требованиям взрослого. Постоянство таких конфликтов формирует характер ребенка, в основе которого лежит негативное отношение к требованиям взрослых. В итоге уже к концу дошкольного возраста появляются дети, чье поведение не соответствует социально-закрепленным нормам и правилам и характеризуется достаточно стойкими отклонениями. Таких детей называют «трудными» детьми. «Трудности» таких детей могут быть вызваны различными поступками. Асоциальное поведение может быть связано как с нарушениями общего психического развития, так и неправильным воспитанием. Зачастую эти факторы тесно переплетаются, что еще более усугубляет отклонения в поведении ребенка.

Главный признак, по которому можно судить, является ребенок трудным или нет - это его неприятие общественных средств педагогического воздействия. Оно проявляется в ярко выраженных негативных реакциях на обычные предложения воспитателя, на требования воспитателя к поведению ребенка. Ребенок проявляет немотивированное послушание, упрямство, капризничает.

Другим важным признаком является затруднение отношений со сверстниками, частые конфликты «трудного» ребенка с детьми и взрослыми. Это проявляется в проказах, неприятных для других детей (ребенок ломает постройки, выполненные другими детьми), в несдержанности (выхватывает игрушку, книгу), в драчливости, в нарушении установленных правил поведения (задевает соседа на занятии и постоянно ему мешает). В других случаях «трудные» дети отказываются от контактов со сверстниками, не участвуют в общих играх, предпочитают одиночество, могут просто сидеть, ничего не делая, не отзываются на предложения воспитателя участвовать в той или иной деятельности. Сверстники, как правило, таких детей как бы не замечают, что усугубляет одиночество «трудных» детей.

В дошкольном возрасте происходит постепенное накопление элементов трудновоспитуемости. Отрицательные черты характера и особенности личности ребенка еще не сложились, они еще не устойчивы, поначалу напоминают типичные для детей срывы в поведении (капризы, упрямство, непослушание и прочее), но характеризуются частотой проявления, В дальнейшем они могут стать привычной формой поведения ребенка, перерасти устойчивые черты характера.

«Изучение детей с чертами трудновоспитуемости позволило выделить три группы причин.

1. Несоответствие развития ребенка возрастным нормам, несформированность способов поведения и общения. Это приводит к тому, что «трудный» ребенок не умеет установить контакты со сверстниками, включиться в деятельность, которая у него не получается. Не владея социально закрепленными способами поведения, «трудный» ребенок ищет свои способы установления контактов с детьми, которые приводят к конфликтам: отнимает игрушки, мешает, бегает по группе и тому подобное.

2. Вторая группа причин связана с неверным отношением взрослых к ребенку, его поведению. Это недостаточность общения, ласки, тепла, отсутствие требований к поведению ребенка, его бесконтрольность. Сюда же относится несогласованность в требованиях взрослых, жесткие и непосильные требования к поведению, которые не мотивированы для ребенка, поэтому не принимаются и не выполняются им.

В этих случаях теряется авторитет взрослого, он не влияет положительно на поведение ребенка. Самостоятельно же выбрать правильную линию поведения ребенок еще не может. Отсюда возникают конфликты со взрослыми, негативизм и другие отрицательные проявления.

3. Особенности соотношения темперамента и черт характера. Дети с неуравновешенной нервной системой часто в результате ошибок в воспитании приобретают черты безудержности, импульсивности, недисциплинированности, что и ведет к конфликтам со сверстниками, взрослыми. Дети со слабой нервной системой, наоборот, сторонятся сверстников, избегают общения, бояться неудач в деятельности, что приводит к застенчивости, замкнутости» [4, с. 125]

При работе с такими детьми выделяются несколько групп методов:

1. Методы перестройки мотивационной сферы. В этой группе методов эффективна индивидуальная доброжелательная беседа, в которой анализируются факты поведения ребенка, причины и последствия его поступков для него и других детей, дается оценка им, показываются правильные способы поведения, которыми должен овладеть ребенок. Для этого используются чтение произведений детской литературы, проводится анализ поступков героев, сопоставление их с поведением «трудного» ребенка, определяются способы поведения, соответствующие ситуации, в которой оказался герой. Также педагог учит оценивать свой поступок, прогнозировать его последствия и на этой основе определять свою линию поведения в группе сверстников.

2. Методы предупреждения отрицательного стимулирования положительного поведения.

К ним относятся напоминание тех или иных правил, на основе которых нужно строить поведение, методы поощрения и наказания.

Меры поощрения и наказания соотносятся с особенностями ребенка. Осторожно поощряются дети с завышенной самооценкой, избалованные, эгоистичные. Следует чаще поощрять их за поступки, в которых преодолеваются названные отрицательные черты характера.

Наказание используется в том случае, если ребенок нарушил правила, зная и понимания, что этого делать нельзя. Наказание должно осознаваться и переживаться ребенком, следует добиться переживания «трудным» ребенком негативного отношения коллектива к его поступку.

3. Методы, направленные на усиление связи ребенка с коллективом детей.

К ним относятся положительная оценка волевых усилий ребенка, его достижений в присутствии коллектива, привлечение внимания «трудного ребенка» к положительному общественному мнению.

Общим в использовании всех трех групп методов является опора на чувства ребенка, проявление им положительных эмоций, положительных отношений к требованиям взрослого и коллектива детей; переживание дискомфорта при отрицательных поступках; желание и стремление поступать правильно; уверенность в своих силах.

Итак, подведя итог, можно выделить следующие ключевые моменты:

1. Становление нравственных основ личности начинается еще в младенческом возрасте. Главная роль в нравственном воспитании детей раннего возраста принадлежит взрослому. Основное условие для развития нравственности - тесный эмоциональный контакт со взрослым и опосредованно со сверстниками.

2. Основанием для формирования нравственных чувств является эмпатия - психический процесс, в котором сопереживание преобразуется в сочувствие, а оно, в свою очередь, трансформируется в импульс к содействию.

В эмпатийный процесс включается еще децентрация - преодоление эгоцентризма и эмоциональная идентификация, которая является механизмом процесса сопереживания, когда субъект сливается с другим, испытывает чувства другого.

3. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может являться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослого.

4. В нравственном воспитании дошкольников задачи формирования нравственных чувств, навыков, привычек поведения и этических представлений решаются в единстве. Главным условием для перенесения знаний о нравственных нормах в сферу мотивов является повседневная деятельность ребенка в различных сферах его жизнедеятельности: игровой деятельности, бытовой, трудовой, в общении.

5. Нравственное воспитание - сложный и длительный педагогический процесс, что утверждает необходимость целостности и непрерывности его. Целостный подход предполагает единство действий и требований со стороны воспитательных учреждений и семьи в осуществлении задач нравственного воспитания.

20 ноября 2018 в 08:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.